19:08 Тайны, покрытые льдом | |
Адский холод, ураганные ветра, сотни км безжизненного пространства, долгая полярная ночь--всё это об Арктике. Казалось бы, здесь не может выжить ничто живое, и человек должен страшиться этого белого безмолвия. Однако в 20в в этих условиях, малопригодных для жизни, развернулось арктическое противостояние двух сверхдержав--Третьего рейха и Советского Союза.
Ещё в 1912г существовал проект германской арктической экспедиции од началом лейтенанта кайзеровского флота Шредер--Штранца, согласно, которому немцы намеревались обследовать Таймырский полуостров и наметить путь через Берингов пролив в Тихий океан. Вот что привлекало и до сих пор привлекает к Арктике--ведь именно здесь пролегает самый короткий путь между океанами. От Мурманска до Камчатки подводная лодка добирается всего за 10 дней! Если сравнить это расстояние с тем, которое придётся пройти южным путём--через Индийский океан до Японии--то становится понятным, насколько важными в стратегическом значении являются неприветливые воды Заполярья. К сожалению, неповоротливая бюрократическая машина Российской империи слишком медленно разворачивалась в эту сторону, хотя лучшие умы России давно поняли всю важность освоения Арктики. Если бы к ним вовремя прислушались, возможно, Вторая Тихоокеанская эскадра не потерпела бы такого сокрушительного поражения во время войны с Японией в 1905г. Но вернёмся к событиям первой мировой войны. В июле 1914г немецкие подводные лодки были впервые замечены у побережья Мурмана. Русская разведка засекла 2 неприятельских судна, однако никаких указаний "сверху" не последовало. Между тем немцы начали активно минировать Белое море и акваторию Кольского полуострова. В результате караваны английских судов, которые Северным морским путём перевозили для нужд союзнической российской армии различные грузы, всё чаще уходили на дно. Только с 11.06. по 22.06.1915г на минах, выставленных немцами, подорвалось 14 пароходов. А с середины сентября до 14.10. на подходах к Кольскому полуострову затонули 16 норвежских, 7 английских и столько же российских судов. Как оказалось, все они были торпедированы германскими подводными лодками. В этом районе действовала целая флотилия кайзеровских субмарин, которые всю первую мировую войну усердно минировали Баренцево море и его окрестности, а также топили суда Российской империи и её союзников Долгие годы оставалось загадкой, где немцы хранили такой огромный запас мин. И только в конце 1930-х гг правда неожиданно вышла наружу. На безлюдном острове Поной, расположенной в Белом море, решено было возвести оборонные сооружения. Строили их поляки--военнопленные. Они-то совершенно случайно и натолкнулись на огромный склад мин немецкого производства. Благодаря тайным складам и базам, предусмотрительно устроенным немцами в глубоком тылу противника, с 1914 по 1917г им удалось потопить свыше 60 транспортов. В одном только Кольском заливе в это время находилось постоянно не менее 7 германских субмарин. Но ведь они должны были где-то базироваться! Такая база, тоже совершенно случайно, была обнаружена уже после Второй мировой войны военнослужащими Краснознамённого Северного флота СССР. Уцелел даже небольшой бревенчатый причал. У входа в пещеру, где располагалась база, стояла динамо-машина, на которой ясно просматривались герб кайзеровской Германии--орёл и год её изготовления: 1913-й. Невероятно, но агрегат удалось запустить, и пещера осветилась! Возможно, таких баз было несколько. По свидетельству академика Анатолия Федорова, на Новой Земле в Первую мировую войну находилась база подводных лодок. В устье реки Лены до сих пор сохранился 200-метровый бетонный причал, причём обнаружить его удалось только с воздуха. Много лет жителям селений на берегах Лены попадались бочки с топливом, на которых читалась немецкая маркировка. Возможно, там находятся до сих пор неисследованные подземелья, хранящие смертельно опасные тайны Германии. | |
|
Всего комментариев: 0 | |