Буду отвечать по порядку. Начинать
подготовку к экзамену рекомендуется с 1 сентября нового учебного года.
Ведь вам предстоит повторить курсы 6-8 классов и хорошенько усвоить курс 9
класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора
учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно понимать, что именно
спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые
учебники могут содержать намного больше материала, чем необходимо для экзамена,
некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько
вариантов ГИА, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который
подвергается проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ГИА по
биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит набрать в
поисковике «ГИА по биологии — спецификация», и вы найдете необходимый материал.
Далее нужно выбрать понятное учебное пособие, в котором содержится и
теоретическая часть учебного материала, и тематические тренировочные задания.
Сейчас таких пособий достаточно много, и каждый может выбрать себе то, которое
его больше устраивает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные
учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения
по каждой теме, и, что главное, хорошие цветные рисунки.
Теперь я попытаюсь ответить на
вопрос «Как заниматься?».
Прежде всего, составьте с
помощью учителя или родителей собственный план занятий. Имейте в виду, что
времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу.
Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить его в
течение года не менее 2 раз, а лучше 3-4 раза. План этот может выглядеть
примерно так:
Сентябрь — биология как наука,
биология растений и решение тематических заданий.
Октябрь — биология животных и
решение тематических заданий
Ноябрь — биология человека и
решение тематических заданий
Декабрь — общие
закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.
Январь — биология как наука,
биология растений и решение тематических заданий.
Февраль — биология животных и
решение тематических заданий.
Март — биология человека и
решение тематических заданий.
Апрель — общие закономерности и
решение тематических заданий.
Май — повторение и решение
вариантов ГИА по самым разным изданиям.
Теперь отвечу на вопрос «Как
работать с учебными материалами?».
Любая учебная работа начинается
с чтения и осмысления читаемого текста. Подавляющее большинство школьников
читают учебный текст, пытаясь его запомнить. Повторяю — не понять, а запомнить.
Это обычное явление, связанное со спешкой. Однако вспомните — много ли у вас
остается информации в памяти после объяснения учителем нового материала? В
лучшем случае 2-3%. То же самое происходит и при чтении учебника. Еще А.С.
Грибоедов сказал: «...Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с
расстановкой...». Для вас это означает, что читать надо медленно, стараясь
понять смысл текста. После прочтения материала необходимо поставить к нему
вопросы, ответы на которые позволят вам лучше усвоить материал. Совсем не
лишним будет и пересказ прочитанного текста вслух товарищу и кому-нибудь из
родителей. Вообще одним из наиболее эффективных способов подготовки к экзамену
является работа вдвоем. Такой прием в работе позволяет, и объяснить материал, и
проверить друг друга, и поспорить, и посоревноваться в скорости выполнения заданий,
и т.д.
Прочитав и усвоив текст,
необходимо выполнить задания к нему.
Выполнение любого задания
начинается с осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в
тестовом задании. От правильного понимания смысла вопроса зависит правильность
вашего ответа. Точное понимание вопроса избавит вас от неверной трактовки
вариантов ответов в тех случаях, когда необходимо выбрать один правильный ответ
из четырех или соотнести понятия и термины друг с другом. Тем более важным
становится это умение при решении заданий из частей В и С. Именно поэтому
следует убедиться в том, насколько точно понят вами вопрос задания. В
дальнейших комментариях будет показано, как это важно. Для того чтобы правильно
отвечать на задания с выбором одного ответа, надо:
- внимательно читать учебник;
- понимать смысл вопроса;
- доказывать правильность
единственного ответа;
- объяснять, почему остальные
ответы неправильны;
- сразу исключать заведомо
неверные ответы.
Если вы встретили вопрос, на
который не можете сразу ответить, то сначала поищите ответ в учебнике. Если
этот вопрос попался вам на контрольной работе или на экзамене, то вам придется
применить алгоритм, который называется
ДА/НЕТ. Этот алгоритм означает, что, выбирая ответ, вы должны спросить
себя «Почему ДА, или почему НЕТ?». Иными словами каждый раз необходимо выбирать
тот ответ, правильность выбора которого вы можете доказать.
|